Конспект занятия  длядетей подготовительной группы, тема: «Спешите делать добро»

 

Программное содержание:

 

Продолжать знакомство с полярнымипонятиями «добро» и «зло».

 Формировать осознанное отношение к социальнымнормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневнойжизни.

 Познакомить со способами разрешения конфликта,связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляциинастроения.

 Учить детей конструктивным способам снятиянапряжения.

 Продолжать воспитывать дружескиевзаимоотношения между детьми, заботливое отношение к малышам.

Обогащение и активизация словаря:

 

Благотворительность: «благо»(добро), «творить» (делать) – делать добро.

Предварительная работа:

 

Чтение сказок, обсуждениемультфильмов, просмотренных дома; беседы по рассказам на нравственные темы,рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций.

Материалы и оборудование:

 

Наглядное пособие «Уроки доброты»,картинки с изображением двух волшебников – доброго и злого, иллюстрации сизображением ситуаций, «волшебный мешочек», кусочки черной бумаги, цветнаябумага для оригами, фломастеры, «волшебная» книга, аудиозаписи песен («Улыбка»,«Если добрый ты», «Волшебники»), магнитная доска, «листы-модели» разрешенияситуаций.

Ход занятия:

 

Дети заходят в группу под песню«Улыбка». Приветствуют гостей.

Чтение стихотворений:

 

Воспитатель:

 

Я люблю, когда при встрече

 Мы знакомым и родным

 «С добрым утром»,

 «Добрый вечер»,

 «Доброй ночи говорим».

 

1 ребенок:

 

Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться:

 - Доброе утро!

 Доброе утро солнцу и птицам.

 Доброе утро улыбчивым лицам.

 И каждый становится

 Добрым, доверчивым.

 Доброе утро длиться до вечера.

 

2 ребенок:

 

- Добрый день! - тебе сказали.

 - Добрый день! - ответил ты.

 Как две ниточки связали –

 Теплоты и доброты.

 

3 ребенок:

 

Нам желают:

 - Доброго пути!

 Будет легче ехать и идти.

 Приведет, конечно, добрый путь.

 Тоже к доброму чему-нибудь.

 

4 ребенок:

 

- Здравствуйте! –

 Ты скажешь человеку.

 - Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

 И, наверно, не пойдет в аптеку

 И здоровым будет много лет.

 

5 ребенок:

 

Отметить, что ли слово«пожалуйста»?

 Повторяем его поминутно.

 Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

 Нам становится неуютно.

 

6 ребенок:

 

За что мы говорим «Спасибо»?

 За все, что делают за нас.

 И мы припомнить не смогли бы

 Кому сказали? Сколько раз?

 

7 ребенок:

 

Простите, я больше не буду нечаяннобить посуду

 И взрослых перебивать, и что обещал забывать.

 Но если я все же забуду, простите, я больше небуду.

 

8 ребенок:

 

Будьте добры – это я говорю посекрету.

 Будьте добры – и не ждите за это конфету.

 Будьте добры – без игры и во время игры.

 Если сумеете, будьте скорее добры.

 

9 ребенок:

 

Эти слова всем известны давно,

 Видишь, они и просты, и новы.

 Но я еще повторю все равно:

 - Добрые люди, будьте здоровы!

 

На магнитной доске висят картинки сизображением волшебников (доброго и злого).

 

Воспитатель:

 

К нам сегодня в гости пришли дваволшебника. Мы знаем по сказкам, что волшебники бывают добрыми и злыми.

 

Дети рассматривают картинки иопределяют кто из них добрый, а кто злой волшебник ( по выражению лица).Воспитатель обращает внимание детей на то, что порой трудно определить злого идоброго человека, так как внешний вид бывает обманчивым.

 

Воспитатель читает стихотворениепро волшебников:

 

Я слабым помогать готов, попавшимвдруг в беду, и правду говорю.

 Не жадничаю никогда, жалею я других.

 Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.

 С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.

 Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.

 А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.

 Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.

 Не пожалею никогда, нигде и никого.

 Люблю на свете я всегда себя лишь одного.

 

Дети садятся на стульчики.

 

Воспитатель:

 

А вы хотели бы еще пообщаться созлым волшебником? Давайте мы его прогоним. (Дети дуют, широко раздувая щеки,тем самым выгоняя злость и из себя).

 Воспитатель с детьми продолжает беседу одобрых и злых людях, какое у них бывает настроение (у доброго – настроениевеселое, доброе, светлое; у злого – мрачное, сердитое, угрюмое).

Вопросы к детям:

 

- Кого называют добрым?

 - Кого называют злым?

 - Как ведут себя добрые люди? А как злые?

 - Какие слова они говорят?

 

Воспитатель с детьми вспоминаютгероев из народных сказок, мультфильмов, художественных фильмов. По окончаниибеседы воспитатель подводит детей к выводу:

 - Каким лучше быть: добрым или злым?

Игра–инсценировка «Доброе словолечит, а худое калечит»

 

Цель: Игра знакомит детей с тем,что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

 Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, знаютли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить,огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудносправиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.

 

Наша Таня громко плачет

 Уронила в речку мячик.

 Тише, Танечка, не плачь.

 Не утонет в речке мяч.

 

Воспитатель читает стихотворение, азатем жестами и мимикой показывает его:

 - Как вы думаете, перестанет Таня плакать?Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешитьее.

 

Воспитатель:

 

Дети, а вы знаете, что означаетслово «благотворительность»?

 (Предположения детей) «Благотворительность»состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить»- «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

Упражнение «Волшебный мешочек»

 

Предложить детям по 1 листу чернойбумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмуритьброви, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек волшебникувоспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Ипосле, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от доброговолшебника. Физкультминутка под музыку «Если добрый ты» из мультфильма про котаЛеопольда.

 Дети садятся за столы. Работа с раздаточнымматериалом. У детей карточки с моделями выхода из ситуации и фломастеры.

 

Детям предлагается ситуация:

 Товарищ нарочно толкнул вас в бок. Как выпоступите?

 - будете плакать, пожалуетесь взрослым,ответите тем же, никак не отреагируете, поговорите с обидчиком. Какой ответвыберете, обведете фломастером один лепесток.

 Воспитатель предлагает сделать доброе дело длямалышей – игрушки, с тем, чтобы их порадовать.

 Дети выполняют работу оригами. Передвыполнением работы дети вспоминают пословицы о добре:

 

- Добрый человек добру учит.

 - Доброе слово лечит, а худое калечит.

 - Добро всегда побеждает зло.

 - Добро век не забудется

 - Жизнь дана на добрые дела.

 - Мир не без добрых людей.

 

В ходе работы воспитательспрашивает детей:

 - Какие добрые дела могут совершить дети?

 - Как можно назвать взрослых людей, детей,героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)

 Дети собирают свои поделки на поднос, с тем,чтобы потом отнести в младшую группу и подарить детям.

 Добрый волшебник дарит детям волшебную книгу.

 Нацелить детей на то, чтобы они не забывалиделать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомымлюдям, животным.

 О своих добрых поступках можно рассказать,поделиться в детском саду.

 Волшебная книга будет все записывать.

 

(Воспитатель читает стихотворение.Звучит песня «Волшебники»).

 

Воспитатель:

 

Дети, мы с вами тоже можем бытьволшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова– от этого всем будет лучше, мир будет добрее.

 

Воспитатель обращает внимание нато, что все плохое, вся злость в волшебном мешочке превратилась в угощение.

 

Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях.

Родительское собрание является необходимым атрибутом дошкольной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Воспитание безопасного поведения на дороге является важной стороной развития личности ребёнка и предполагает сохранение его жизни и здоровья.

Чаще всего мамы и папы молча на собрании воспринимают информацию о воспитании грамотного пешехода, сухие цифры статистики ДТП, погибших и раненых. Многим дошкольникам приходится не один раз за день переходить дорогу, ожидать общественного транспорта, применять свои знания Правил дорожного движения на практике. Конечно, образовательные учреждения играют большую роль в воспитании культуры участников дорожного движения, но именно родители играют основополагающую роль в восприятии окружающего мира и моделировании ребенком поведения и отношения взрослого к соблюдению необходимых для жизни Правил дорожного движения.

Как же помочь родителям увидеть недостатки в воспитании грамотного пешехода и направить взрослого в нужное русло?

Как показывает опыт, проведение даже привычных родительских собраний может стать интересным и познавательным событием для родителей, педагогов и даже детей.

Целью родительских собраний по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является организация совместной деятельности родителей, педагогов и, дошкольников повышение культуры участников дорожного движения. Необходимо побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

Главная задача педагога - объединить усилия семьи и детского сада, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья -детский сад».

Для определения отношения родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма педагоги могут предложить родителям ответить на следующие вопросы (в форме анкеты). Родители дошкольников за неделю до проведения собрания отвечают на предложенные вопросы, передают анкеты для анализа. Педагог проводит анализ собранного материала и на сделанных выводах строит структуру родительского собрания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, выбирает формы и методы работы с родителями.

 Консультация о Правилах Дорожного Движения

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.

Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

 

Памятка для родителей по профилактикеэкстремизма

Уважаемые родители!

В настоящее время в мире все чаще говорят о проблемеэкстремизма. И для этого есть все основания. Никто из нас не застрахован от егопроявлений. Мы просим вас быть внимательными к своим детям, беседовать с ними одружбе между национальностями, о толерантном отношении друг к другу.Предостерегите их от негативного влияния экстремистских идей. Для вас этаинформация.

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus  - крайний) – это приверженность к крайнимвзглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы иправила.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяетсовокупность следующих критериев:

- действия связаны с неприятием существующегогосударственного или общественного порядка и осуществляются в незаконныхформах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлениемразрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные игосударственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действиямогут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы кнасилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступнойпо форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний,запрещенных Уголовным Кодексом РФ.

- действия носят публичный характер, затрагиваютобщественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могутсодержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока ониявляются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форметой или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика илисимволика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельностьпо пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержатьпризнаки экстремизма.

За осуществление экстремистской деятельности гражданеРоссийской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут:уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность вустановленном законодательством РФ порядке.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистскойатрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой достепени смешения,  влечет наложениеадминистративного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей с конфискациейнацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административныйарест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указаннойатрибутики или символики.

Публичные призывы к осуществлению экстремистскойдеятельности наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либоарестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды,а также на уничтожение достоинства человека либо группы  либо по признакам пола, расы, национальности,языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либосоциальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовойинформации, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей илив размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами насрок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либолишением свободы на срок до 2 лет. 

Ведь мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет,даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы,желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается,по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое.  Прелесть современного мира именно вмногообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять. Безусловно,сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общееи понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе,нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям,традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признаватьсвои ошибки. Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этотмир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!  

 

«ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

 Основные международные документы, касающиеся прав детей:

 -Декларация прав ребенка (1959).

-  Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

 -Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

 -В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

 -Семейный Кодекс РФ (1996).

 -Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

 -Закон «Об образовании».

 В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

 Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

 Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

 Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

-жить и воспитываться в семье;

 -знать, кто является его родителями;

 -на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

 -на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

 -на всестороннее развитие;

 -на уважение человеческого достоинства;

 -на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;

-на защиту;

 -на выражение собственного мнения;

 -на получение фамилии, имени, отчества;

 -на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

 Советы родителям.

 Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

 

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь

(Барбара Л.Вульф)

 

  • Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

 

  • Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.

 

  • Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

 

  • Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

 

  • Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

 

  • Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

 

  • Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

 

  • Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

 

  • Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

 

  • Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

 

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность.  Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

 

1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

 Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

 

2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

 Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!

 

3. Перестаньте шантажировать.

 Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это , граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.

 

4. Избегайте свидетелей.

 

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

 

Главное - не забывать, что у всего должна быть мера.

 

 

 

Доклад на КМО воспитателя младшей группы Пермяковой Н.В.

тема: Нетрадиционные формы работы с родителями 

 

  

Можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.

Познавательные : Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.

Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, « Почтовый ящик»

Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные : дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.

Родительские собрания нетрадиционной формы

« Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

« Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»

« Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»

« Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий , им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того , что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

« Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка ( нестандартного).Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы , связанные с леворукостью.

« Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»

« Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

« Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

« Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

« Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики ( прилагательные) , затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

« Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент ( что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

« Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

« Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» , каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

« Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них , родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

« Мини- эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Консультация для родителей 

 

Слепая любовь

 Психологам хорошо известно, насколько слепа порой бывает родительская любовь. Оказываясь в плену собственного тщеславия и с поразительным упорством закрывая глаза на очевидное, мы нередко, сами того не желая, делаем детей несчастными, невротичными, закомплексованными или, напротив, просто невоспитанными.

 

 

"Он такой умница!"

 Толе скоро 8 лет. "Кто бы мог подумать, что у нас с ним возникнет столько проблем?" - искренне недоумевает мама Толи. На самом деле подумать мог каждый, кто проводил с Толиком хотя бы пару часов. "Никогда не забудет поделиться", - умилялась мама, когда, отломив сестре маленькую дольку шоколадки, Толик быстро запихивал в рот всю оставшуюся плитку. "Смотри какой целеустремленный" - когда, не обращая внимания на гостей, Толик визжал на одной ноте: "Пойдем читать книжку, пойдем сейчас же читать книжку, мам, пойдем читать книжку...". "Характером - весь в папу", - говорила мама с гордостью, когда Толик совершенно игнорировал ее замечания. Теперь мама жалуется на неспособность ребенка контактировать с одноклассниками, нежелание учиться, конфликты с учителями, частые истерики, нервные срывы и др.

 

 

 

"Никакого из нее толка..."

 Существует и другая форма слепой любви: когда родители, переоценивая возможности и способности ребенка, становятся сверхтребовательны и критичны. Эгоистичное желание родителей доказать себе и всем окружающим, что их ребенок необычайно талантлив, может обернуться для самого малыша необратимым комплексом неполно- ценности, парализовать волю, понизить уровень стремлений. 6-летнюю Катюшу привели на консультацию к детскому психологу с жалобой: не желает заниматься, готовиться к школе. Девочка была весела и раскованна, пока речь шла о ее успехах на занятиях гимнастикой. Однако услышав просьбу нарисовать деревце, она сжалась, начала теребить в руках карандаш, не решаясь провести линию на бумаге. И постоянно оглядывалась на родителей. Мама заметно раздражалась, папа недовольно произнес: "Я говорил, никакого толка не будет. Пустая трата времени". В этой сфере девочка не оправдывала ожиданий родителей, и, вместо того чтобы помочь дочери, они усугубляли ситуацию резкими комментариями и вздохами разочарования. Ощущая психический дискомфорт, Катя стала избегать ситуаций, где требовалось применение умственного потенциала.

 

Каждый родитель считает, что знает свое чадо лучше всех. Но задумайтесь - не видите ли вы то, что хотите увидеть? Приглядитесь, как на вашего ребенка реагируют окружающие, сверстники, что говорят учителя и воспитатели.

Создать бесплатный сайт с uCoz